Программа развития МЮДОУ Д/С №17 "Ромашка" на 2021-2015 г.г.

Оглавление
1.
2
3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5
6
7
8
9

Паспорт Программы развития МБДОУ Д/С № 17 «Ромашка»
на 2021-2025 г.
Введение
Информационная справка о МБДОУ Д/С № 17 «Ромашка»
Анализ деятельности учреждения
Анализ управляющей системы ДОУ
Условия и оснащение образовательного процесса в ДОУ
Анализ физкультурно-оздоровительной работы
Анализ деятельности ДОУ по реализации образовательных программ
Анализ профессионального уровня педагогов
Анализ взаимодействия с семьями детей для обеспечения полноценного
развития детей
Анализ взаимодействия ДОУ с социальными институтами
Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ
SWOT - анализ потенциала развития образовательного учреждения
Концептуальные основы Программы развития на период 2021 – 2025г.г.
Основные этапы реализации Программы развития.
План действий по реализации Программы развития
Оценка результативности по реализации Программы развития
Приложение
Проект «Управление качеством образования ДОУ»
Проект «Здоровьесбережение»
Проект «Кадровый потенциал»
Проект «Сетевое взаимодействие»
Проект «Дополнительное образование»

3
6
7
8
8
9
10
11
13
18
20
22
24
27
29
29
30

1. Паспорт Программы развития МБДОУ Д/С № 17 «Ромашка» на 2021-2025г.
Полное
наименование
Программы
Основания для
разработки
Программы

Периоды и этапы
реализации
Программы

Программа развития Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 17
«Ромашка» на 2021-2025г. «Детский сад – территория равных
возможностей».
 Федеральный закон № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» от 21декабря 2012г.;
 Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155
«Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от
17 октября 2013г.;
 Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая
деятельность в дошкольном, начальном общем, основном
общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель),
утвержден приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 18октября 2013г. № 544н;
 «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года», утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р.;
 Постановление Правительства РФ № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» (сроки реализации (2018
– 2025) от 26 декабря 2017г.;
 Указ Президента Российской Федерации № 204 в части
решения задач и достижения стратегических целей по
направлению «Образование» от 07мая 2018г.;
 Национальный проект «Образование», утвержден
президиумом Совета при президенте РФ (протокол № 10 от
03.09.2018г.) федеральные проекты «Успех каждого
ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей»;
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от
28.09.2020 № 28.
 Приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014г. № 78 «Об
утверждении требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и формату
предоставления на нем информации»;
 Устав МБДОУ Д/С № 17 «Ромашка» утвержден
приказом управления образования Чайковского городского
округа от 19 августа 2019 года № 07-01-05-540.
Программа реализуется в период с 2021г. по 2025г.
1-й этап – организационный (2021г.):
– разработка документации для реализации мероприятий в
соответствии с Программой развития;
– оптимизация условий (кадровых, материально-технических
2

Цель Программы

Основные задачи
Программы

и т.д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии
с Программой развития.
2-й этап – основной (2021–2024гг.):
– обновление содержания организационных форм,
педагогических технологий;
– постепенная реализация мероприятий в соответствии с
Программой развития;
– периодический контроль реализации мероприятий в
соответствии с Программой развития;
– коррекция мероприятий.
3-й этап – итоговый (2025г.):
– реализация мероприятий, направленных на практическое
внедрение и распространение полученных результатов;
– анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в
Программе развития.
Создание условий для функционирования ДОУ как
открытого,
современного
учреждения,
реализующего
качественные образовательные услуги, обеспечивающие
равные
стартовые
возможности
для
полноценного
физического и психического развития и социализации
дошкольников,
в
том
числе
детей
с
особыми
образовательными потребностями.
1. Совершенствовать педагогические и управленческие
процессы в ДОУ на основе внутренней системе оценки
качества образования (ВСОКО) в соответствии с ФГОС ДО.
2. Способствовать организации эффективной
здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности
МБДОУ.
3. Повышать качество образования посредством разработки и
введения в образовательный и коррекционно-развивающий
процесс современные педагогические и информационные
технологии.
4. Способствовать росту кадрового потенциала педагогов в
соответствии с Профессиональным стандартом.
5. Использовать возможности сетевого взаимодействия для
повышения компетентности педагогов в вопросах реализации
инклюзивных практик.
6. Обеспечить равные возможности для поддержки детей (в
том числе детей с ОВЗ) через развитие дополнительных
образовательных услуг на базе МБДОУ в соответствии с
запросами родителей (законных представителей).
7. Повышать эффективность сотрудничества детского сада и
семьи через проектирование новых форм взаимодействия с
родителями (законными представителями) и вовлечение их в
образовательный процесс.
8. Обеспечить конкурентоспособность МБДОУ путем
предоставления широкого спектра качественных
образовательных, информационно-просветительских услуг.
3

Ожидаемые
результаты

Разработчики
программы
Система
организации
контроля
выполнения
Программы

1. Обеспечена эффективность управления ДОУ посредством
функционирования ВСОКО (82%).
2. Снижен роста заболеваемости воспитанников (на 20%);
улучшилось состояния физического, психического и
социального здоровья детей благодаря использованию
эффективных технологий здоровьясбережения, включению
родителей в образовательный процесс ДОУ.
3. Сформированы компетенции в соответствии с
требованиями Профессионального стандарта, выстроена
система наставничества и самообразования (88%).

реализована Программа работы с молодыми
специалистами «Путь к вершине мастерства» (92%).

повысился уровень освоение выпускниками
ДОУ (в том числе выпускниками с ОВЗ) основной
образовательной программы (адаптированных
образовательных программ) (на 27%);

высокий процент участия родителей в активных
формах взаимодействия (89%); предоставление
консультативной помощи в воспитании и развитии детей с
ОВЗ (67%);

участие родителей в образовательном процессе
(78%);

сформированность компетенций ответственного
родительства (семьи группы риска, СОП) (56%).
4. Организованы дополнительные (платные и бесплатные)
услуги для всестороннего развития и развития способностей
у детей дошкольного возраста (в том числе детей с ОВЗ) по
запросу родителей (законных представителей);
удовлетворенность родителей организацией и качеством
предоставляемых дополнительных услуг составляет 84%;
5. Реализован проект «Сетевое взаимодействие как фактор
повышения профессиональной компетентности педагогов
дошкольных образовательных учреждений в вопросах
реализации инклюзивных практик» (80%).
6. Сформирован положительный имидж ДОУ в социальном
окружении, за счет удовлетворенности родителей качеством
образовательного процесса в ДОУ (90%).
Заведующий МБДОУ, О.И.Тяктева
Старший воспитатель , Е.Н.Зорина
Старший воспитатель, А.Ф.Симакова
 Внутренний контроль: администрация ДОУ.
 Комплексная
система
мониторинга
качества
образовательного процесса, эффективности реализации всех
структурных блоков Программы развития и ежегодное
обсуждение результатов на итоговом Педагогическом совете.
 Ежегодные отчеты по результатам реализации этапов
Программы публикуются на официальном сайте ДОУ.
4

2. Введение
Основным ресурсом развития системы образования является осуществление
комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательной
услуги и роста профессиональной компетентности педагога. В современных условиях
образовательный процесс ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся
систему. Основным результатом ее жизнедеятельности должно стать успешное
взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное
учреждение становится мощным средством социализации личности ребенка. Особую
значимость, в связи с этим, приобретает Программа развития МБДОУ, которая
определяет исходное состояние системы, образ желаемого будущего состояния, состав
и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
Программа развития МБДОУ Д/С № 17 «Ромашка» разработана на основе
анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения, с учетом прогноза о
перспективах их изменений, и направлена на сохранение позитивных достижений
дошкольным образовательным учреждением. Программа является официальным
документом для текущей и перспективной деятельности учреждения.
Качественные характеристики программы:
Актуальность – Программа развития ориентирована на решение наиболее
значимых проблем для качественного образовательного и коррекционно-развивающего
процесса детского сада.
Прогностичность – Программа отражает в своих целях и планируемых
действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному
учреждению. Просчитываются риски, возникновение которых возможно при
реализации программы; намечается соответствие программы изменяющимся
требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться.
Рациональность – Программой определены цели и способы их достижения,
которые позволят получить максимально возможные результаты.
Реалистичность – Программа призвана обеспечить соответствие между
желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их реализации.
Целостность – наличие в Программе всех структурных частей,
обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели.
Контролируемость – в Программе определены конечные и промежуточные цели,
которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов
развития ДОУ.
Нормативно-правовая адекватность – соотнесение целей программы и
планируемых способов их достижения с законодательством федерального,
регионального и муниципального уровней.
Индивидуальность – Программа нацелена на решение целей и задач реализации
ФГОС ДО, проблем МБДОУ № 17 «Ромашка» при максимальном учете и отражении
особенностей детского сада, запросов и потенциальных возможностей педагогического
коллектива, социума и родителей воспитанников.
В процессе разработки Программы развития авторы-составители основывались
на том, что оптимизация развития системы дошкольного образования возможна лишь
при освоении инноваций, изучения современных образовательных рекомендаций,
направленных на сохранение позитивных достижений ДОУ.

5

3. Информационная справка о МБДОУ Д/С № 17 «Ромашка»
Наименование ДОУ
(вид) – документ,
подтверждающий
статус

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад № 17 «Ромашка»
Свидетельство о государственной регистрации:
серия 59 № 004596189 от 09 января 2013года.
Лицензия
на
осуществление
образовательной
деятельности: № 5786 от 16 февраля 2017 года серия 59Л01
№ 0003713.

Режим работы
учреждения

МБДОУ работает в режиме 5-дневной рабочей недели
с 7.00 до 19.00 часов.
Суббота, воскресенье – выходные дни.

Справка

Учредитель: Управление образования Администрации
Чайковского городского округа
Заведующий: Тяктева Ольга Ивановна

Адрес, телефон,
электронная почта

Адрес: 617740 г.Чайковский, Пермский край
Корпус «Звездочка» ул. Вокзальная 61А,
тел: 8-(34-241)-2-34-15
Корпус «Ромашка» ул. Ленина 49А,
тел. 8-(34-241)-3-49-98
Корпус «Конек-Горбунок» ул. Кабалевского 36А,
тел. 8-(34-241) -4-26-78
Адрес сайта: http://romashka17.ucoz.ru
Е-mail: detsad17.romashka@yandex.ru

Тип здания

Детский сад представляет собой три отдельностоящих
типовых двухэтажных здания, расположенных внутри
жилых домов.

Модель ДОУ

В настоящее время функционирует 19 групп для детей от
1,5 до 8 лет:
 6 групп общеразвивающей направленности (3 из них
для детей раннего возраста);
 6 групп комбинированной направленности (дети с
тяжелыми нарушениями речи; нарушениями зрения);
 7 групп компенсирующей направленности (дети с
задержкой психического развития, интеллектуальными
нарушениями, множественными нарушениями развития);
Общая численность – 321 ребенок.

6

4. Анализ деятельности учреждения
4.1. Анализ управляющей системы ДОУ
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с
обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с
запросами общества. Активно идет процесс модернизации системы дошкольного
образования в целом.
Обращаясь к новой образовательной политике, приоритетом которой является
качество образования, возникает необходимость поиска и внедрения новых подходов в
системе управления качеством образования в дошкольном образовательном
учреждении.
Повысить качество образования - общая задача педагогического коллектива.
Большое значение при этом имеет функционирование внутренней системы оценки
качества образования (ВСОКО) в ДОУ и принятие управленческих решений по ее
улучшению.
Внутренняя система оценки качества образования – система управления
качеством образования на основе проектирования, то есть постановки целей
образования и определения путей их достижения, организация образовательного
процесса и мотивация его участников на качественный труд, сбор и анализ
информации о содержании образования, результатах освоения образовательной
программы, условий ее реализации и эффективности составляющих ее компонентов.
В нашем учреждении было разработано Положение о внутренней системе
оценки качества образования (Приказ № 91 от 06.09.2818г.). Апробирована модель
ВСОКО.
Модель состоит из взаимообусловленных и взаимосвязанных структурных
компонентов:
1) Нормативного правового, содержащего нормативную правовую регламентацию
функционирования ВСОКО в ДОО;
2) Концептуального, содержащего цели, задачи, принципы системы и методические
рекомендации, лежащие в основе создания и функционирования ВСОКО;
3) Организационно-управленческого,
определяющего
организационноуправленческую структуру, занимающуюся внутренней оценкой, экспертизой
качества дошкольного образования и интерпретацией полученных результатов;
4) Содержательного, определяющего объекты, предметы оценивания, а также
критерии, их характеризующие;
5) Процессуального (технологического), объединяющего методы, средства,
процедуры и алгоритмы оценивания;
6) Результативного, описывающего результаты функционирования системы
оценивания, обусловленные управленческими решениями, принятыми для
устранения отклонений от заданных стандартов и норм, поддержания позитивного
опыта и обеспечения условий развития.
Проблемное поле: педагогический коллектив, имея недостаточный уровень в
проведении самоанализа и самооценивания, не готово объективно определять степень
соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям ФГОС
ДО, анализировать информацию полученных результатов; пассивное участие
родителей в анкетировании, социологическом опросе, оценке качества
образовательных услуг, предоставляемых дошкольным учреждением.
Перспективы
развития:
подготовка
педагогического
коллектива,
мониторинговой группы к проведению процедуры самоаудита. Проведение ВСОКО в
7

штатном режиме приведет к выстраиванию дальнейшей эффективной работы по
созданию условий для формирования единого образовательного пространства в ДОУ
в соответствии с ФГОС ДО.
4.2.

Условия и оснащение образовательного процесса в ДОУ

Финансовое обеспечение основной деятельности учреждения и муниципального
задания осуществляется в виде субсидий на основе нормативов финансового
обеспечения образовательной деятельности, установленных администрацией
Чайковского городского округа в расчёте на одного ребёнка. В рамках бюджетного
финансирования выделяются средства из муниципального и краевого бюджета.
Для проведения воспитательно-образовательного процесса, коррекционноразвивающих
и
оздоровительных
мероприятий,
создана
безопасная,
дифференцированная среда.
В ДОУ имеются:
- 1 музыкальный зал,
- 1 спортивный зал,
- 2 музыкально-спортивных зала,
- 1 зал для занятий ЛФК,
- 21 групповая комната,
- 8 спален,
- 5 кабинетов учителей – логопедов.
- 5 кабинетов учителей – дефектологов,
- 1 кабинет педагога-психолога,
медицинский блок:
- 3 медицинских кабинета,
- 3 процедурных кабинета,
- 3 изолятора
- кабинет охраны зрения.
На участках детского сада имеются: 21 игровая площадка, оснащенные
оборудованием для игр, 3 спортивные площадки для развития двигательных навыков.
Для проведения воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей
работы с дошкольниками имеется: методическая литература, дидактические пособия,
игры и игрушки, необходимый спортивный инвентарь.
Состояние материально-технической базы ДОУ соответствует педагогическим
требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все
компоненты развивающей предметной пространственной среды включают
оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического,
познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей.
Оборудование помещений дошкольного учреждения безопасно, предметнопространственная среда организована в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в виде
хорошо разграниченных пяти основных зон («центры», «уголки»), которые регулярно
пополняются дидактическими пособиями, развивающими материалами, материалами
для творчества, развивающим оборудованием.
Анализируя состояние финансирования за последние годы можно отметить, что
объемы финансовых средств, планируемых в бюджет, частично обеспечили потребности
МБДОУ. Детский сад обеспечен не в полном объеме техническими средствами
обучения (аудио-видео техника, музыкальные центры, компьютеры, ноутбуки,
8

копировальная техника, экран, мультимедийный проектор). Обеспеченность новой
методической литературой (УМК) составляет 75 %.
Проблемное поле: Задача оснащения предметно-развивающей среды ДОУ
остается одной из приоритетных. Все, что окружает ребенка, является источником его
знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя создать такие
условия, которые способствовали бы развитию его любознательности, творческого
воображение, умственных и художественных способностей, коммуникативных
навыков, а самое главное, происходило развитие личности.
Требуется пополнение образовательной среды ДОУ современным развивающим
оборудованием;
совершенствование
материально–технического
оснащения,
обновление оргтехники.
Перспективы развития: Совершенствовать предметно-развивающую среду,
способствующую формированию общей культуры, развитию физических,
интеллектуальных и личностных качеств воспитанников. Обеспечить безопасность
образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья всех
участников образовательного процесса. Постоянно пополнять и обновлять базу
дидактическими пособиями, мультимедийными презентациями для образовательного
процесса по образовательным областям.
4.3.

Анализ физкультурно-оздоровительной работы.

Анализ результативности здоровьесберегающей деятельности в ДОУ
свидетельствует о положительных результатах в вопросах оздоровления детей.
Физкультурно-оздоровительная работа, организованная педагогическим коллективом,
направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей
дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей.
Разработана
и
адаптирована
модель
взаимодействия
участников
образовательного процесса по формированию ценностей ЗОЖ. Создана комплексная
система физкультурно – оздоровительной работы с детьми, в основу которой легли
здоровьесберегающие педагогические технологии:
 Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные игры,
гимнастика (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, для глаз,
дыхательная, пальчиковая, гимнастика пробуждения с элементами самомассажа и др.),
физминутки, динамические переменки, «Дни здоровья».
 Технологии обучения ЗОЖ: физкультурные занятия, досуги, развлечения,
спартакиады, физкультурные занятия на прогулке, коммуникативные игры,
самомассаж, точечный массаж, система НОД «Уроки здоровья».
 Коррекционные технологии: логоритмические игры, технологии музыкального
воздействия, сказкотерапия, коррекция поведения, психогимнастика.
 Закаливание (воздушное, водное): облегченная форма одежды в группе,
соблюдение сезонной одежды на прогулке с учётом индивидуального состояния детей,
соблюдение температурного режима в течение дня в помещениях ДОУ, правильная
организация прогулки и ее длительность, воздушные ванны после дневного сна,
солнечные и воздушные ванны, игры с водой.
Для формирования у детей культурно-гигиенических навыков, представлений о
безопасности, освоения знаний о своем организме, здоровом образе жизни в группах в
«Спортивных уголках» имеются настольно-печатные игры, пособия и иллюстративный
материал по данным темам.
9

Профилактические мероприятия проводятся совместно с работниками детской
поликлиники и включают в себя:
- мероприятия по профилактике ОРВИ и др. инфекционных заболеваний;
- проведение профилактических прививок по плану поликлиники;
- проведение диспансерных осмотров детей декретированных возрастов
специалистами;
- совместное наблюдение за детьми, состоящими на учете в диспансере.
Проблемное поле: появляются тенденции к повышению заболеваемости, этому
способствуют сложные социально-экономические условия в семьях, боязнь некоторых
родителей (законных представителей) закаливающих процедур и профилактических
мероприятий, а также приходом в детский сад ослабленных детей уже с рождения.
Рост числа родителей (законных представителей) с низким уровне культуры здоровья,
проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни.
Перспективы развития: активизация педагогического коллектива и
медицинского персонала по включению в образовательный процесс эффективных
здоровьесберегающих технологий по профилактике заболеваний, организация
просветительских бесед с родителями (законными представителями), убеждений в
необходимости прививать ребенка соответственно возрасту, если нет медицинских
противопоказаний; усилить контроль за физкультурно-оздоровительной работой со
стороны администрации.
4.4.

Анализ деятельности ДОУ по реализации образовательных программ.

Образовательный процесс в ДОУ регламентируется Основной образовательной
программой дошкольного образования МБДОУ Д/С № 17 «Ромашка» (с учетом
основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до
школы», под ред. Н.Е.Вераксы). Ежегодно вносятся необходимые коррективы.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении регламентируется
перспективными и календарно-тематическими планами, разрабатываемыми с учетом
санитарно-гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного
возраста в организованных формах обучения.
Образовательный процесс организован педагогами в группах общеразвивающей
направленности, комбинированной и компенсирующей направленности.
Дошкольное образовательное учреждение посещают – 321 ребенок, из них 141
ребенок имеет статус «ребенок с ОВЗ»:
 4% - дети с тяжелыми нарушениеми речи;
 16%- дети с ЗПР;
 7% - дети интеллектуальными нарушениями;
 9% - дети с нарушением зрения.
 8% - множественные нарушения развития
41 ребенок- инвалиды, 3 ребенка – имеют статус «ребенок-инвалид».
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ выступает работа с
детьми с особыми образовательными потребностями. Коррекционная работа
направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы. На основании
заключений ТПМПК в дошкольном учреждении разработаны и реализуются
программы для воспитанников с ОВЗ:
10

- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с задержкой психического развития.
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с косоглазием и амблиопией.
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с ослабленным зрением.
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования слепых детей.
Педагоги учитывают особенности развития детей с ОВЗ, поэтому используют в
образовательной и коррекционной работе программы:
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с расстройствами аутистического спектра.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Программы

«Коррекционно - развивающее обучение и воспитание»
(под ред. Е.А.Стрбелевой, Е.А.Екжановой)
Образовательная программа дошкольного образования для детей
с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7
лет. (под ред.Н. В. Нищевой)
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью (под ред. А.П.Боряевой)
«Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях
специального детского сада» (под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной)
Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с
выраженной умственной отсталостью «Особый ребенок» (под ред.
Н.Ф.Дементьевой)
«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», автор
С.Г. Шевченко.
«Программа детского сада» для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (под
ред. Л.И.Плаксиной)

Системность диагностики, индивидуально-дифференцированный подход в
образовательном процессе позволяет педагогам полноценно осуществлять
коррекционную работу.
Взаимодействие
специалистов
с
детьми
опирается
на
результаты
диагностического обследования воспитанников. Эффективность коррекционной
работы в ДОУ за 2017 – 2020г.г. (средний показатель):
- положительная динамика – 76 %
- относительно положительная динамика – 18 %
- незначительная динамика относительно своих результатов – 6%
11

Педагогический мониторинг показывает, что воспитанники МБДОУ детского сада
при переходе на следующий уровень образования успешно проходят адаптацию и
хорошо подготовлены к обучению. Это говорит о высоком профессионализме
педагогов нашего учреждения.
В ДОУ функционирует ППк. Отработана нормативно-правовая база
коррекционного сопровождения ребенка с проблемами в развитии: утвержден приказ о
создании ППк и положение о ППк. Результаты диагностического обследования
обсуждаются на минипедсоветах и заседаниях ППк. При совместном обсуждении
педагогами на ППк вырабатываются единые требования и рекомендации для
коррекционно-образовательной
работы,
составляется
индивидуальный
образовательный маршрут, прослеживается динамика развития воспитанника. ППк
проводятся 3 раза в год (сентябрь, январь, май) и по необходимости.
Проблемное поле: современные требования к воспитательно-образовательному
процессу, осуществляемому в ДОУ, требуют обновление всех направлений работы, в
том числе и коррекционного направления. Недостаточный уровень взаимодействия
педагогов в образовательном процессе. Низкая мобильность педагогов в перестройке
самосознания на инновационную деятельность. Инертность, низкий уровень
подготовки молодых педагогов. Использование ИКТ-технологий.
Перспективы развития: в содержании необходимо отработать:
- совершенствование системы взаимодействия и преемственности в работе всех
специалистов детского сада: воспитателей, учителя-дефектолога, педагога-психолога,
учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре;
- практическое осуществление личностно-ориентированного воспитания, развития и
образования детей с особыми возможностями здоровья в условиях использования
современных образовательных технологий;
4.5.

Анализ профессионального уровня педагогов.

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение укомплектовано
педагогическими кадрами на 96% согласно штатному расписанию. Основу
педагогических работников составляют специалисты с большим стажем работы.
Уровень квалификации педагогических работников образовательного учреждения
соответствует квалификационным характеристикам по занимаемой должности. Анализ
кадрового состава:
Всего педагогов – 51.
1. Образование педагогических работников:
Образование

2020 - 2021

Высшее профессиональное (педагогическое)
31 педагог
Среднее профессиональное (педагогическое)
20 педагогов
Знак «Почетный работник образования» имеют 6 педагогов.
2. Общее количество педагогов, имеющих квалификационные категории:
Общее
кол-во
педагог
ов

Всего
аттестованных
педагогов на
31.12.2020

Высшая
категория

Первая
категория

Соответствие
занимаемой
должности

Без
категории

51

33

21

12

3

15

К 2020-2021 учебном году число аттестованных увеличилось на 13%.
12

В процессе подготовки и прохождения аттестации некоторые педагоги
испытывали затруднения при заполнении электронного портфолио содержательно,
(возникают трудности в приведение материалов в систему.)
Педагогический коллектив ежегодно повышает свой профессиональный уровень
через курсы повышения квалификации как в очном формате, так и дистанционно по
направлениям: реализация ФГОС ДО в ДОУ, планирование и организация работы с
детьми с ОВЗ по адаптированным основным образовательным программам
дошкольного образования. Также повышают свой профессиональный уровень через
посещения муниципальных методических объединений, проблемных групп,
самообразование, что способствует повышению профессионального мастерства.
Педагоги владеют ИКТ-технологиями. Ограниченное количество компьютерной
техники затрудняет процесс доступа всех педагогов к информационнообразовательным ресурсам.
За последний год (ввиду карантинных мероприятий) педагоги активно стали
использовать формат онлайн-образования. За 2020/2021 учебный год приняли участие
в онлайн-мероприятиях (семинарах, конференциях, педагогических мастерских и т.п.)
представив опыт педагогической деятельности (30%).
3. Количество педагогических работников, находящихся в возрасте:
до 25 лет
25-30 лет
31-35 лет
36 -55 лет
56 и старше
6 чел.
4 (1) чел.
11 (3) чел.
26 (32) чел.
5 (1) чел.
Тенденции изменения возрастного состава педагогов, таковы: на сегодня в
детском саду работает коллектив, основной состав педагогов в возрасте – от 35лет до
56 лет и старше (62%). В течение 2-3 лет предполагается среди педагогов омоложение
еще на 8% (4 человека).
Ориентация коллектива образовательного учреждения на постоянное
обновление, обеспечивающее его развитие, способствовала тому, что педагоги ДОУ
с воспитанниками принимали активное участие в различных конкурсах,
конференциях, семинарах.
Участие педагогов в педагогических мероприятиях (2018 – 2020 г.г.):
2018-2019 учебный год:
Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства
 муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года - 2019», номинация педагог обучающихся (воспитанников) с ОВЗ воспитатель - Сальникова Е.И.
 муниципальный смотр – конкурс методических материалов - музыкальный
руководитель Казаченко Е.В.
 Краевой конкурс профессионального мастерства в рамках краевой открытой
конференции «Педагогическая инициатива. Поиск эффективных форм и методов
обучения» лауреат 1 степени, номинация «Внеклассное мероприятие» – Сальникова Е.И.
лауреат 1 степени, номинация «Открытый урок. Видеозапись» – Александрова О.Г.
лауреат 1 степени, номинация «Методическая разработка»Теплоухова Е.В., Хасанова Р.Р.
 Всероссийский конкурс «Коррекционный педагог в детском саду» учитель - логопед
Александрова О.Г.
 Региональный этап III Всероссийского конкурса «Воспитатели России» - 2017г.
Призер (2 место)
 Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России – 2018»
Призер (3 место), учитель – дефектолог Драчева Д.А.
 Зональный (межрегиональный) конкурс для учителей-логопедов, психологов
специальных (коррекционных) образовательных организаций юга Пермского края и
13

Удмуртии 2019г., учителя – логопеды: Квитко Е.И., Кузнецова Л.Г.
 I Краевая Олимпиада для педагогов, специалистов образовательных организаций
Пермского края, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми–инвалидами 2018 учителя – дефектологи: Драчева Д.А., Яскевич Л.И.
 Краевой конкурс «Шаг вперед» номинация «ФИЗкультурные нюансы» интегрированное занятие «Олимпийские метатели» (Центр развития системы
образования» г.Перми), воспитатель - Казанцева И.В.
 Всероссийский конкурс «Патриотическое воспитание» - «Книга-тренажер для глаз»
(Сайт всероссийских конкурсов «Радуга Талантов.рф»), воспитатель - Жеглова А.А.
 Всероссийский педагогический конкурс «Педагогика XXI века опыт, достижения,
методика», номинация «Здоровьесберегающие технологии» - «Зрительная гимнастика и
пальминг в работе с детьми, имеющими нарушение зрения» («АПРель» Ассоциация
педагогов России), воспитатель - Маркова Е.В.
Трансляция педагогического опыта
в рамках работы муниципальных педагогических мастерских:
 «Обучаем грамоте» - учителя – логопеды: Александрова О.Г., Теплоухова Е.В.,
учитель – дефектолог - Хасанова Р.Р., воспитатель - Сальникова Е.И.,
 «Музыка – творчество – дети» - музыкальные руководители: Треногина Е.А.,
Казаченко Е.В., Тенсина Ю.В.; воспитатели: Казанцева И.В., Гембель С.В.
 «Здоровьесберегающие технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ в
рамках ФГОС» - инструкторы по физкультуре: Сафронова О.А., Русских С.Л.
Участие в муниципальном методическом форуме
«Профессия, которая вдохновляет».
 Воспитатели: Оглезнева А.М., Рустамова В.С., Паркачева А.П., Сазонова Е.Л., Куклина
Т.В., Мерзлякова Т.И., Молокова А.В.
Участие в муниципальном педагогическом форуме
«В кругу единомышленников: от взаимодействия педагогов
к качеству дошкольного образования»
инструкторы по физкультуре: Сафронова О.А., Русских, музыкальный руководитель –
Казаченко Е.В., С.Л. учителя – логопеды: Александрова О.Г., Теплоухова Е.В., учитель –
дефектолог - Хасанова Р.Р., воспитатель - Сальникова Е.И.
Участие в конференциях, семинарах:
 межмуниципальная конференция молодых педагогов «Мой первый педагогический
опыт», учитель – логопед Теплоухова Е.В., воспитатели: Паркачева А.П., Килина Г.С.,
Петрокова Е.И.
 межмуниципальная конференция «Современные технологии в работе с детьми ОВЗ»
 межмуниципальная научно-практическая конференция «Педагог. Семья. Ребенок»
 краевая открытая конференция «Педагогическая инициатива. Поиск эффективных
форм и методов обучения» Сальникова Е.И.
2019-2020 учебный год:
Участие педагогов ДОУ в конкурсах профессионального мастерства:
 муниципальный смотр – конкурс методических материалов - Куклина Т.В. (2 место),
Сальникова Е.И., Паркачева А.П., Александрова О.Г.
 Всероссийский конкурс «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном
образовании» (2 место) - Бутакова И.Н.
 I Международный профессиональный конкурс педагогов «Наука и образование» (2
место) - Бутакова И.Н.
 IX Всероссийский педагогический конкурс «Мастерская педагога» (номинация
«Педагогические инновации в образовании» 2 место) - Бутакова И.Н.
 Всероссийская блиц-олимпиада «Время знаний» Инклюзивное образование.
14

Обучение детей с ограниченными возможностями. Диплом (1место)
 Всероссийский конкурс проф.мастерства специалистов службы психологопедагогического сопровождения «Отдавая сердце —2020» Диплом 1 место
 Дистанционный Марафон «Окно возможностей» для педагогов.
 Открытый муниципальный конкурс для педагогов «НА ДИСТАНТе»,
организованный Управлением образования Пермского муниципального района
совместно с Министерством образования и науки Пермского края — май, 2020
 Краевой конкурс педагогических проектов для педагогов ДОО «Открытие года», май,
2020 (итоги не подведены)
 Конкурс дидактических пособий на всероссийском портале «Педсовет».
 Ярмарка логопедических идей – 2020 «Современные решения в развитии содержания
и технологий образования детей ОВЗ и инвалидностью».
 Деловая программа Московского международного салона образования -2020.
 Всероссийский конкурс талантов в номинации «Методическая разработка».
Трансляция педагогического опыта:
 В рамках работы муниципальной педагогической мастерской «ИКТ в дошкольном
образовании»: Паркачева А.П., Щелканова Н.В., Петрокова К.А., Коробейникова Т.В.,
Гембель С.В., Казанцева И.В., Маркова М.В.
 Выступление педагогов Александровой О.Г., Русских С.Л., Теплоуховой Е.В. на
РМО логопедов «Мозжечковая стимуляция - здоровьесберегающий метод коррекции
речевых нарушений у детей с особыми образовательными потребностями».
 Проведение семинаров для воспитателей ДОУ по работе с детьми ОВЗ в рамках
работы проблемной группы. - Бутакова И.Н.Яскевич Л.И.
 Международный вебинар «Музыкальный салон как эффективная форма
музыкального образования детей дошкольного возраста» - музыкальный руководитель
Казаченко Е.В.
 Выступление на краевой педагогической площадке по реализации ФГОС ДО
«Умный ребёнок» - Зорина Е.Н.
Участие в конференциях, семинарах:
 Краевая педагогическая конференция «Педагогическая инициатива. Поиск
эффективных форм и методов обучения: современное состояние, проблемы,
перспективы» Яскевич Л.И., Фактулина Н.Е., Запускалова Л.У., Драчёва Д.А., Кузнецова
Л.Г., Тенсина Ю.В, Жеглова А.А., Суханова К.Н., Молокова А.А.
 I Международной научно-практической конференции «Педагогические парадигмы:
взаимодействие традиций и инновационные подходы» - Бутакова И.Н.
 VII Всероссийский онлайн -форум – конференция «Здоровые дети – здоровое
будущее».

Проведенный анализ кадрового потенциала учреждения выявляет как
позитивные, так и негативные тенденции:
Проблемное поле: Изменения возрастного состава педагогов, таковы:
происходит активный приток молодых педагогических кадров, к которым
предъявляются особые требования к профессиональной деятельности, как со стороны
администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их
родителей (законных представителей). В то же время, как показывает практика, в
профессиональном развитии педагогов дошкольного учреждения обозначились
некоторые проблемы. К ним можно отнести:
 низкий уровень подготовки молодых специалистов для работы в ДОУ, владения
методиками дошкольного образования, педагогическими технологиями (50%);
15

 низкий уровень знаний возрастных особенностей детей дошкольного возраста (в том
числе психолого-педагогических особенностей развития детей с особыми
возможностями здоровья);
 неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности;
 недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и
передаче своего педагогического опыта работы;
 обостряется проблема профессионального выгорания педагогических кадров;
 неготовность работать в условиях, предъявляемых ФГОС ДО.
 отсутствие знаний специфики организации работы с детьми в группах
комбинированной и компенсирующей направленности, разработка и реализация
адаптированных образовательных программ дошкольного образования.
Перспективы развития: Организовывать мероприятия, способствующие повышению
эмоциональной устойчивости педагогов. Мотивировать педагогов на ведение
инновационной
деятельности,
способствующей
творческому
росту
и
профессиональной
успешности
педагогов,
повышению
результативности
образовательной деятельности. Использование возможностей онлайн-образования.
Осознание необходимости сопровождения профессионально-личностного
развития молодых воспитателей выявило необходимость создания в учреждении
Программы работы с молодыми специалистами «Путь к вершине мастерства»,
направленной на обеспечение профессионального роста педагогических кадров,
способных осуществлять качественное дошкольное образование. Сопровождение
молодых педагогов может способствовать «вертикальному» развитию опытных
педагогов как «педагог-наставник».
Организация
сетевого
взаимодействия
с
другими
дошкольными
образовательными организациями в рамках проекта по инклюзивным практикам:
Внедрение инклюзивной практики в систему российского образования оказалось
слишком стремительным. При реализации инклюзивной практики дошкольные
образовательные организации испытывают различные трудности, и у каждой
организации это целый комплекс вопросов, требующих решения. Проанализировав
ситуацию, мы определили основные общие трудности, с которыми сталкиваются
коллективы дошкольных образовательных организаций.
Психолого-педагогические трудности:
 психолого-педагогическая неготовность нормально развивающихся детей адекватно
воспринимать и взаимодействовать со сверстниками с ОВЗ;
 трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в группе нормально
развивающихся детей;
 сокрытие родителями наличия проблем в здоровье ребенка, опасаясь общественных
проявлений к особому ребенку.
 отношение родителей как типично развивающихся детей, так и родителей детей с
ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ. Со стороны родителей «особых»
детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить
возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают
ответственность за воспитание ребенка на специалистов.
 родители же типично развивающихся детей не всегда готовы принять детей с
особыми образовательными потребностями. А ведь не для кого ни секрет, что
отношение детей к «особенным детям» в большей степени зависит от отношения
взрослых к ним.
16

Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей с ОВЗ связана с
острым дефицитом квалифицированных кадров - коррекционных педагогов (педагоговдефектологов), психологов, воспитателей, недостаточным уровнем их подготовки.
 затруднения педагогов в навыке дифференциации программ, методических
подходов в организации инклюзивного обучения;
Самая серьезная проблема - необходимость изменения образовательной среды и
непосредственно связанная с этим проблема финансирования.
Методические трудностям мы отнесли:
 необеспеченность методическими пособиями и специализированной литературой;
Информационные трудности:
 отсутствие медико-психолого-педагогического просвещения всего населения;
 неразработанность системы специального просвещения и обучения родителей.
Выявленные проблемы образования, сложно решить в отдельном
образовательном учреждении, их более успешно можно решить в рамках сетевого
взаимодействия образовательных учреждений.
Недостаточность имеющихся ресурсов в самих образовательных учреждениях
напрямую влияет на качество образовательных услуг конкретному ребенку с ОВЗ.
Дефицит ресурсов одних организаций может быть восполнен ресурсами других за счет
создания образовательной сети в соответствии с пунктом 1 статьи 15 закона 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
Сетевое взаимодействие предполагает использование ресурсов нескольких
образовательных учреждений и иных организаций в решении задач коррекционной
работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Реализация этих
механизмов позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватную при его
особенностях развития образовательную траекторию, позволяет максимально полно и
ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений сегодня – современной
высокоэффективной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям
динамично развиваться.
4.6.

Анализ взаимодействия с семьями детей для обеспечения полноценного
развития детей.

Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь
родители (законные представители) воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ уделяет
большое внимание работе с семьями воспитанников, вовлекая родителей в единое
образовательное пространство. Используют различные формы – дни открытых дверей,
участие в муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах, фестивалях, проводят
совместные мероприятия. Основной формой работы являются родительские собрания
(проводимые в нетрадиционной форме), консультации, практикумы. В плане
инновационных подходов в ДОУ проводятся мастер-классы, творческие мастерские,
квест-игры для родителей и совместно с родителями, круглые столы, посвященные
различным проблемам воспитания и образования дошкольников, в том числе детей с
ОВЗ. Большое внимание уделяется изучению образовательных потребностей
родителей. Новости о жизни детского сада и всю необходимую информацию об
учреждении можно найти на официальном сайте учреждения.
Ежегодно в детском саду осуществляется изучение социального заказа семьи к
дошкольному учреждению, проводится мониторинг мнения родителей воспитанников
о качестве образовательного процесса.
17

Результаты социологического опроса родителей (сентябрь, 2020г.) показал
следующее:
- по социальному составу преобладает полная семья – 73%, не полная – 23%,
опекуны – 4%;
- по количественному составу детей в семье:
1 ребенок – 29%,
2 ребенка – 48%,
3 ребенка – 23%,
4 ребенка – 8,6%,
5 детей – 1,4%.
- по образовательному уровню:
Образование
Мамы
Папы
высшее
36%
32 %
среднее-специальное
52%
56%
среднее
12%
12%
- по возрастному уровню:
Возраст родителей
Количество родителей (%)
до 25 лет
12%
25 – 30 лет
28%
31 – 40 лет
49%
41 – 50 лет
16%
свыше 50 лет
6%
Данный статистический анализ показал, что образовательный ценз – выше среднего
уровня, основной состав родителей – среднеобеспеченный.
Мониторинг запросов родителей (законных представителей) в сфере
образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о
формах взаимодействия ДОУ и семьи, принимают участие в совместных мероприятиях
по мере возможности. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки
зрения родителей, являются: индивидуальные консультации специалистов,
практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий,
совместные с родителями игровые мероприятия. Примерно большая часть родителей
хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своем ребенке; больше
узнать о воспитании и развитии ребенка с ОВЗ в семье.
Данные по результатам проведенного в ДОУ опроса образовательных
потребностей родителей показали:
№
Образовательные потребности родителей
1. Введение в ДОУ дополнительных образовательных услуг:
- художественно-творческая деятельность
- развитие графических навыков, развивающие игры (подготовка к
школе)
- развитие речи
- музыкальное развитие (ритмика, театральная деятельность)
- физическое развитие («Школа мяча», футбол, общее укрепление и
оздоровление)
2. Повышение качества воспитания и обучения в ДОУ
Использование ИКТ в образовательном процессе
18

%
37%
41%
43%
33%
27%
23%
39%

Социальный заказ семьи выдвигает к образовательному учреждению требования,
которые предполагают системные изменения в содержании образования - поднять
уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности,
используя дополнительные платные услуги, подготовить дошкольников к обучению в
школе.
Проблемное поле: смешанный контингент родителей, который обладает
различными целями и ценностными ориентациями. Наблюдается негативная тенденция
пассивного отношения к процессу образования, воспитания и развития своих детей. В
то же время, современные родители предъявляют высокие требования к качеству как
образовательных, так и жизнеобеспечивающих услуг.
Перспективы развития: реализуя главную цель образовательной политики РФ
в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на
качественное и доступное образование, обеспечивающее равные условия для
полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного
обучения в школе,
необходимо осуществлять поиск эффективных путей
взаимодействия с родителями детей нового поколения, привлекая их к совместному
процессу воспитания, образования, развития детей, участию в разработке и реализации
совместных педагогических проектов, организацию онлайн-мероприятий.
На базе ДОУ продолжает работу «Служба ранней помощи детям от 2 месяцев до
4 лет с особыми возможностями здоровья или риском возникновения нарушения
развития и их семьям». (Цель: оказание ранней помощи детям-инвалидам детям с
ограниченными возможностями здоровья от 2-х месяцев до 4-х лет и обеспечение
всесторонней поддержки семей, их воспитывающих на территории Чайковского
городского округа, нацеливание на последующее введение их в социальный мир).
4.7.

Анализ взаимодействия ДОУ с социальными институтами.

В условиях реализации ФГОС ДО важно привлекать к процессу образования и
воспитания дополнительные образовательные ресурсы. Одним из таких ресурсов
является институт социального партнерства.
Такая форма позволяет использовать максимум возможностей для всестороннего
развития и социализации детей дошкольного возраста. Взаимодействия в нашем
детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей, педагогов.
Социальный партнер

Содержание деятельности

Историкокраеведческий
музей

Экскурсии, выставки, беседы,
тематические мероприятия с
детьми и педагогами.

Художественная
галерея

Экскурсии, выставки, беседы,
тематические мероприятия с
детьми и педагогами.

Детская библиотека
МАУДО «Станция
детского юношеского
туризма и экологии»

Тематические экскурсии, беседы,
викторины. Участие в различных
мероприятиях и конкурсах
Подготовка и проведение
спортивных мероприятий
19

Результат деятельности
Обогащение представлений
детей об историческом
прошлом России, нашего
города.
Повышение познавательного
интереса и расширение
кругозора детей.
Приобщение детей к
культуре чтения
художественной литературы.
Обогащение
Познавательной сферы детей.
Адаптация и социализация
детей в обществе
сверстников.

«Выездной
минизоопарк»
Отделение
Всероссийского
общества слепых.
Библиотека
при ВОС.
Совет микрорайона
«Основной»,
«Тектильщик»
Местная
общественная
организация
родителей детейинвалидов, молодых
инвалидов
«Ласточка»
ГБОУ СПО
«Чайковский
индустриальный
колледж»
ЧИФК

Цикл тематических занятий в ходе
реализации социального проекта
«В мире сказок»
Совместные мероприятия
(концерты, конкурсы, выездные
семинары).
Тематические беседы, викторины,
выставки рисунков на базе
детского сада библиотекарем
ВОС.
Совместные мероприятия
(концерты, конкурсы, выставки).
Совместные мероприятия
(выездные семинары, концерты,
конкурсы, выставки).

Обогащение представлений
детей об окружающем нас
живом мире.
Обогащение представлений
детей об окружающем.
Социализация детей.

Повышение познавательного
интереса и расширение
кругозора детей.
Адаптация и социализация
детей в обществе
сверстников.

Педагогическая практика,
совместные мероприятия.

Повышение квалификации
педагогов (наставник).

Педагогическая практика,
совместные мероприятия,
волонтерское движение.

Повышение квалификации
педагогов (наставник)

В настоящее время в ДОУ сложилась определенная система организации
совместной деятельности детского сада с различными социальными институтами:
• Составление плана совместной работы
• Информирование родителей о проводимых мероприятиях,
• Активное участие родителей в запланированных мероприятиях,
•Проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на
выявление проблем в совместной деятельности учреждений,
• Совместное подведение итогов в конце учебного года.
Таким образом, окружающая социальная среда содействует развитию
познавательной деятельности детей, формирует определенные представления о
близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей,
удовлетворяет интеллектуальные, эмоциональные, эстетические запросы, потребности
в физическом развитии.
Перспективы развития: сотрудничество с социальными партнерами в рамках
сетевого взаимодействия. Организация взаимодействия позволяет использовать
максимум возможностей для всестороннего развития детей; повышения
педагогической компетентности педагогов.

20

4.8.

Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ

Дошкольные образовательные организацииосуществляют свою деятельность в
соответствии с ФГОС ДО. Главный принцип Стандарта – вариативность образования,
которая предполагает создание «личных пространств» на основе выбора. Именно такой
выбор предлагает система дополнительного образования детей дошкольного возраста в
рамках детского сада. Дополнительное образование создает условия для поддержки
индивидуализации и самореализации детей, удовлетворения их потребностей. Кроме
того, система дополнительного образования способна обеспечить плавный переход от
проявления у дошкольника интереса к развитию его способностей и активности, что
имеет большое значение для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.
Дополнительные образовательные услуги в настоящее время являются одним из
условий повышения качества дошкольного образования.
В ФГОС ДО определены следующие задачи:
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья) (п.1.6.2.)
- организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,
общения, воображения и детского творчества (п.3.2.5)
- оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране
и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (п.3.2.6.)
Ценность организации дополнительных услуг в ДОУ - в практическом
приложении знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном
учреждении, что стимулирует познавательную мотивацию. А главное – в условиях
дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал,
навыки адаптации к современной жизни и полноценной организации свободного
времени. В этих условиях все большую актуальность приобретает проблема
привлечения внебюджетных средств.
В нашем образовательном учреждении дополнительное образование
организовано в дошкольных группах через совместную деятельность в форме кружка
по одной из образовательных областей, бесплатно. Образовательная деятельность
построена в игровой форме, педагоги работают с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей дошкольников. В этом учебном году (2020-2021г.г.)
совместная деятельность (Приказ № 96 от 28.09.2020г.) организована по направлениям:
1. Познавательное развитие
«Образовательная робототехника с
элементами программирования.
Роботы LEGO® Education WeDo 2.0»
«Леголэнд-парк атракционов»
«Умелые ручки»
«Развиваем инженерное
мышление.CUBORO»
«Умные пальчики»
«Гимнастика для ума»
«Играя, учимся»
«Умные движения»
«Занимательная математика»

гр. № 6 «Звездочка»
гр.№ 4 «Конек-Горбунок»

Паркачева А.П.
Молокова А.А.

гр.№ 3 «Ромашка»
гр.№ 3 «Ромашка»
гр. № 4 «Звездочка»
гр. №11 «Звездочка»
гр.№ 3 «Ромашка»
гр. № 6 «Звездочка»
гр. № 5 «Конек-Горбунок»

Аристова Е.В.
Бельтюкова Е.Г.
Мерзлякова Т.И.
Шагалова Л.А.
Драчева Д.А.
Стерхова Л.П.
Жеглова А.А.,
Камалетдинова Р.М.
Сальникова Е.И.
Оглезнева А.М.

гр. № 10 «Звездочка»
гр. № 4 «Звездочка»
21

2. Речевое развитие
«Грамотейка»
«Говоруша»
«В гостях у Совуньи-говоруньи»

Гр.№ 3 «Ромашка»
Гр.№1 «Ромашка»
гр. № 4
«Конек-Горбунок»
«От звука к слову»
гр. № 2
«Конек-Горбунок»
«Говорящие пальчики»
гр. №2 «Звездочка»
«Выразительное чтение»
гр. №8 «Звездочка»
3. Художественно-эстетическое развитие
«Оригами»
гр. № 3
«Конек-Горбунок»
«Лепим и играем – ручки развиваем»
гр. №8 «Звездочка»
«Чародеи»
гр.№7 «Звездочка»
«Волшебные спиральки»
гр. №11 «Звездочка»
«Веселая аппликация»
гр. № 5 «Звездочка»
4. Физическое развитие
«Быстрые лыжи»
гр. № 2,4 «Ромашка»
«С балансиром я дружу!»
гр. № 6 «Звездочка»

Кузнецова Л.Г.
Квитко Е.И.
Лазаревич А.А.
Гарафетдинова Ю.А
Кузнецова О.В.
Маркова М.В.
Куклина Т.В.
Лусникова И.В.
Гембель С.В.
Казанцева И.В.
Кошкарова Е.М.
Ивакина И.Н.
Соломенникова Н.А.
Рустамова В.С.
Сафронова О.А.
Русских С.Л.
Александрова О.Г.

Мы провели анкетирование среди родителей (январь, 2021г.) – исследование
потребительского рынка, и выяснили, что большинство родителей
(68%)
заинтересованы в получении дополнительного образования их детьми именно в
детском саду. Они готовы за это платить. Среди педагогов так же был проведен опрос с
целью – организовать дополнительные платные услуги - 22%. Так же мы рассмотрели
вопрос интеграции дошкольного и дополнительного образования, т.е. привлечение
педагогов дополнительного образования. Это позволяет воспитателям и педагогам
дополнительного
образования
совместно
решать
задачи
индивидуальнодифференцированного подхода. Такая форма сотрудничества актуальна в настоящее
время, имеет место быть сетевому взаимодействию с учреждениями дополнительного
образования. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
Проблемное поле: Педагоги ДОУ недостаточно мобильны и готовы к таким
формам взаимодействия. Трудности в разработке программы по дополнительному
образованию. Нет опыта сотрудничества с организациями дополнительного
образования в воре сетевого взаимодействия. Нежелание педагогов тратить личное
время на проведение дополнительных образовательных услуг.
Перспективы развития: главной целью оказания платных дополнительных
услуг в детском саду является оказание населению качественных образовательных,
направленных на удовлетворение потребностей, как потребителя, так и исполнителя. В
этом случае детский сад ставит перед собой задачи: сформировать ресурсное
обеспечение; реализовать новые подходы к созданию развивающей среды; создать
безопасные и комфортные условия для проведения платных услуг, разработать
содержание, совершенствование программ платных услуг для превышения стандарта
образования; удовлетворить потребности детей в занятиях по интересам. педагоги
ДОУ знают психолого-педагогические, индивидуальные особенности детей
дошкольного возраста (в том числе детей с ОВЗ); возможность педагога реализовать
свой творческий потенциал. Использование родителями детей с ОВЗ такой формы
развития способностей ребенка в дошкольном учреждении, т.к. эти дети имеют
22

трудности адаптации, некоторые из них не имеют самостоятельного социального
общения.
5. SWOT - анализ потенциала развития образовательного учреждения
Наряду с достижениями в работе в ДОУ есть и существенные недостатки, которые
помог выявить SWOT-анализ.
Внешние
факторы
Факторы
развития
Сильные
Слабые
Возможност
Угрозы
стороны
стороны
и
Образоват Педагоги
Педагоги
Получить
Старение
ельный
имеют
отдают
квалифициро кадрового
процесс
педагогическ предпочтени ванную
состава и
ое
е
помощь
со его
образование. традиционн стороны
профессион
Наличие
ым формам
муниципальн альное
специалисто работы с
ых
служб: выгорание.
в для
детьми.
МБОУ ДПО Инертность,
психологоНе в полном «ЦИКТ».
низкий
педагогическ объеме
Участие
уровень
ого
обладают
коллектива
подготовки
сопровожден компетенция ДОУ
в молодых
ия детей.
ми,
проектной и специалисто
необходимы грантовой
в.
ми для
деятельности.
создания
условий
развития
детей в
соответстви
и ФГОС ДО.
программы
по ФГОС До
для
коррекционн
ых д/с
учебный
методически
й комплект.
Физическо Наличие
Нет
Организация Рост детей,
е развитие инструкторо достаточног и
поступающ
и
в по
о
взаимодейств их в ДОУ с
здоровьесб физической
пространств ие
с ослабленны
ерегающа культуре,
а для
социумом для м здоровьем
я
педагогареализации
расширения
уже
с
деятельнос психолога.
оздоровител оздоровитель рождения,
ть.
Организация ьных
ной среды.
увеличение
Внутренние факторы

23

Комментари
и
Обновление
содержания
образования в
ДОУ,
введение
новых форм
дошкольного
образования
(интеграция
образовательн
ого процесса,
активное
применение
ИКТ в
познавательно
м развитии
дошкольников
).

Разработка и
реализация
проектов
оздоровитель
ной
направленнос
ти.
Консультиров

и проведение
в системе
физкульт.оздоровитель
ных
мероприятий
в ДОУ.

технологий
в полном
объёме
(совмещен
физкультурн
ый и
музыкальны
й зал).

Проводятся
физкультурно
оздоровитель
ные
мероприятия
(турслеты,
соревнования
)

воспитанни
ков
с
хронически
ми
заболевания
ми, детей с
ОВЗ.

Управляю
щая
система

Наличие
нормативноправовой
базы.
Разработано
Положение о
ВСОКО.
Существует
система
контроля.

Неготовност
ь коллектива
к
проведению
самоаудита.
Формальное
участие
родителей.
Недостаточн
ость
ресурсного
обеспечения
для создания
и
реализации
новых форм
дошкольног
о
образования.

Взаимоотнош
ения между
участниками
реализации
Программы
развития

Выбор
неверных
ориентиров
управления
деятельност
ью
ДОУ
может
привести к
отсутствию
желаемых
результатов
в процессе
реализации
программы
развития.

Кадровое
обеспечен
ие

Непрерывное
развитие
кадрового
потенциала
через
различные
формы.
Педобразова
ние (100%),
курсовая
подготовка,
самообразова
ние.
Наличие
категории у
педагогов
(62%).

Не
сформирова
нность
профессиона
льной
мобильности
Кризис
педагогичес
ких
идей,
нежелание
делиться
своим
опытом.

Педагоги
имеют
возможность
участвовать в
работе
ПГ,
РМО,
транслироват
ь
опыт
работы
на
НПК
(муниципаль
ного,
краевого,
всероссийско
го уровней),
участвовать в
профессионал
ьных
конкурсах.

24

Недостаточ
ное
субсидиров
ание
ребенка
с
ОВЗ

ание,
проведение
практикумов
для
родителей по
вопросам
физического
развития и
здоровья
детей.
Модернизаци
я
системы
управления.
Активизация
и вовлечение
педагогическо
го коллектива
и
родительской
общественнос
ти к принятию
стратегически
х решений,
касающихся
развития
учреждения.
Проведение
ВСОКО в
штатном
режиме.
Педагоги
имеют
потенциал к
работе
в
рамках
проектной и
инновационно
й
деятельности,
готовы
к
повышению
своей
компетентнос
ти, аттестации
на
более
высокую
квалификацио
нную
категорию.

Социальн Активное
ое
взаимодейст
окружение вие
с
социальными
партнерами.

Отсутствие
системы
мониторинга
качества и
эффективнос
ти
проводимых
мероприяти
й.

Возможность
участвовать в
конкурсах
социальных и
культурных
проектах
разного
уровня.

Недостаточ
ное
финансиров
ание.

Расширение
возможностей
социального
партнерства.

Информац
ионнокоммуник
ативные

96%
педагогов
владеют
ИКТтехнологиям
и

Недостаточн
ое
количество
компьютерн
ой техники
затрудняет
процесс
доступа всех
педагогов к
информацио
ннообразоват.
ресурсам.
Необходимо
сть
обновления
оргтехники.

Возможность
пользоваться
гостевым
компьютером
.
Использовать
в
образователь
ной
деятельности
телевизор,
мультимедий
ную технику.

Изменение
потребности
в
предоставля
емых
образовател
ьных
услугах.

Оснащение
персональным
и
компьютерам
и педагогов с
целью
обеспечения
доступа
к
информацион
нообразовательн
ым ресурсам
сети
Интернет.

Материал
ьнотехническ
ие ресурсы

Наличие
компьютерно
й
и
мультимедий
ной техники.

Недостаточн
ое
оснащение
РППС
в
соответстви
и с ФГОС
ДО.

Имеется
возможность
улучшить
материальнотехническую
базу МБДОУ
в связи с
введением
ФГОС.

Недостаточ
ное
финансиров
ание.

Финан
совоэкономиче
ские
ресурсы

Подушевое
финансирова
ние
дает
возможность
пополнять
развивающу
ю среду.

Недостаточн
ое
финансирова
ние
учреждения.
Отсутствие
дополнитель
ных платных
услуг.

Имеется
возможность
предоставлен
ие платных
образователь
ных услуг.

Увеличение
себестоимост
и
муниципально
й услуги и
доли
внебюджетны
х поступлений
в
общем
объеме
финансирован
ия ДОУ.

25

6. Концептуальные основы Программы развития на период 2021-2025г.г.
Социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие
в России в настоящее время, определили формирование новых условий для развития
общества. В системе дошкольного образования обозначилась проблема изменения ее
содержания, форм и методов организации.
Программа должна работать на удовлетворение запроса от трех субъектов
образовательного процесса – ребенка, педагога, родителей. Ценность Программы
развития ДОУ направлена на сохранение положительных достижений детского сада,
внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных.
Основной путь развития ДОУ – сохранение позитивных достижений детского
сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе
информационно-коммуникационных,
востребованность
и
экономическая
целесообразность.
Миссия дошкольного учреждения: обеспечение условий для проживания
дошкольного детства, как самоценного периода жизни через организацию специально
организованного образовательного процесса с детьми направленного на развитие и
воспитание личности ребёнка, и социальный заказ государства и семей.
Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития
является – Создание условий для функционирования ДОУ как открытого, современного
учреждения, реализующего качественные образовательные услуги, обеспечивающие
равные стартовые возможности для полноценного физического и психического
развития и социализации детей, в том числе детей с особыми образовательными
потребностями.
Задачи:
1. Совершенствовать педагогические и управленческие
процессы в ДОУ на основе внутренней системе оценки качества образования
(ВСОКО) в соответствии с ФГОС ДО.
2. Способствовать
организации
эффективной
здоровьесберегающей
и
здоровьеформирующей деятельности МБДОУ.
3. Повышать качество образования посредством разработки и введения в
образовательный и коррекционно-развивающий процесс современные
педагогические и информационные технологии.
4. Способствовать росту кадрового потенциала педагогов в соответствии с
Профессиональным стандартом.
5. Использовать возможности сетевого взаимодействия для повышения
компетентности педагогов в вопросах реализации инклюзивных практик.
6. Обеспечить равные возможности для поддержки детей (в том числе детей с ОВЗ)
через развитие дополнительных образовательных услуг на базе МБДОУ в
соответствии с запросами родителей (законных представителей).
7. Повышать эффективность сотрудничества детского сада и семьи
через
проектирование новых форм взаимодействия с родителями (законными
представителями) и вовлечение их в образовательный процесс.
8. Обеспечить конкурентоспособность МБДОУ путем предоставления широкого
спектра качественных образовательных, информационно-просветительских
услуг.

26

1.
2.

3.

4.

5.
6.

Предполагаемые результаты:
Обеспечена эффективность управления ДОУ посредством функционирования
ВСОКО (82%).
Снижен рост заболеваемости воспитанников (на 20%); улучшилось состояния
физического, психического и социального здоровья детей благодаря
использованию эффективных технологий здоровьясбережения, включению
родителей в образовательный процесс ДОУ.
Сформированы компетенции в соответствии с требованиями Профессионального
стандарта, выстроена система наставничества и самообразования (88%).
- реализована Программ работы с молодыми специалистами «Путь к вершине
мастерства» (92%).
- повысился уровень освоение выпускниками ДОУ (в том числе выпускниками с
ОВЗ) основной образовательной программы (адаптированных образовательных
программ) (на 27%);
- высокий процент участия родителей в активных формах взаимодействия (89%);
- предоставление консультативной помощи в воспитании и развитии детей с ОВЗ
(67%);
- участие родителей в образовательном процессе (78%);
- сформированность компетенций ответственного родительства (семьи группы
риска, СОП) (56%).
Организованы дополнительные (платные и бесплатные) услуги для всестороннего
развития и развития способностей у детей дошкольного возраста (в том числе
детей с ОВЗ) по запросу родителей (законных представителей);
- удовлетворенность родителей организацией и качеством предоставляемых
дополнительных услуг составляет 84%;
Реализован проект «Сетевое взаимодействие как фактор повышения
профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных
учреждений в вопросах реализации инклюзивных практик» (80%).
Сформирован положительный имиджа ДОУ в социальном окружении за счет
удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в ДОУ (90%).

27

7. Основные этапы реализации программы развития:
1-й этап – организационный (2021г.):
– разработка документации для реализации мероприятий в соответствии с
Программой развития;
– создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной
реализации мероприятий в соответствии с Программой развития.
2-й этап – основной (2021–2025гг.):
– обновление содержания, организационных форм, педагогических технологий;
– постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития;
– периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с Программой
развития;
– коррекция мероприятий.
3-й этап – заключительный (2025г.):
– реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и
распространение полученных результатов;
– анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития.
8. План действий по реализации Программы развития ДОУ
(проектное управление развитием)
Наименование проекта
(информационные карты проектов
представлены в Приложении)

«Управление качеством ДОУ»
«Здоровьесбережение»
«Кадровый потенциал»
«Сетевое взаимодействие»
«Дополнительное образование»

Сроки реализации
20202021

+
+
+
+
+

20212022

+
+
+
+
+

20222023

+
+
+
+
+

20232024

+
+
+
+
+

20242025

+
+
+
+
+

9. Оценка результативности по реализации Программы развития.
осуществляется на основе методики, разработанной А. Майером, который определил
критерии оценки уровня развития учреждения.
Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств
заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция,
индивидуализация.
Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве
трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного
учреждения
Уровень развития
учреждения
Низкий уровень
(адаптация)

Средний уровень
(интеграция)

Высокий уровень
(индивидуализация)

Критерии оценки уровня развития учреждения

Баллы

- реализация образовательных услуг в пределах ФГОС ДО;
- традиционное управление (единоначалие, неразвитость
горизонтальных связей);
- приспособление к изменяющимся условиям
(формальное развитие/функционирование);
- результаты деятельности не выходят за рамки
планируемых результатов;
- отношения между участниками образовательного
процесса характеризуются как субъектно-объектные;
- формальное сплочение родительского,
педагогического и детского сообществ;
- максимальный результат взаимодействия – перевод
педагогов, родителей и детей на позиции субъектов.
- реализация образовательных услуг с учетом
социального заказа родителей;
- соуправление (родители, педагоги, дети формально
участвуют в управлении, принятии непринципиальных
решений):
- формальное или содержательное сплочение
педагогического, родительского, детского сообществ;
- результаты деятельности отличаются субъективной
новизной;
- отношения между участниками образовательного
процесса характеризуются как субъектно-субъектные;
- максимальный результат взаимодействия перевод
педагогов, родителей, детей на позицию личностного
развития
- реализация образовательных услуг с учетом
личностных интересов и потребностей детей,
педагогов, родителей;
- самоуправление (педагоги, дети и родители –
полноправные участники управления, принимают решения
по принципиальным вопросам);
- продуктивное взаимодействие педагогического,
родительского и детского сообществ;
- результаты деятельности отличаются объективной
новизной;
- отношения между участниками образовательного
процесса характеризуются как полноценное

5-8

29

9-12

13-16

взаимодействие личностей;
- результат взаимодействия – максимальное раскрытие
каждого педагога, родителя, ребенка как неповторимой
индивидуальности

На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и
саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с
позиции объекта в позицию субъекта собственной деятельности.
На этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами
взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители» в форме творческой
продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является создание
творческого сообщества педагогов, родителей и детей.
На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности
личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном
сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия
индивидуальной сущности субъектов.
Итогом этапа индивидуализации является раскрытие личностного потенциала
каждого участника образовательного процесса в процессе творческого
взаимодействия.
Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм
комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения
индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:
- структурной организации социального заказа в области дошкольного образования
(уровни: федеральный, национально-региональный, институциональный);
- смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация,
интеграция, индивидуализация;
- эволюции ведущих видов управления в ДОУ (традиционное, мотивационное
программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);
- смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития
ДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.
В целях оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ, так же
разработаны следующие критерии, показатели и индикаторы.
Критерии

Нормативноправовая база

Укомплектованност
ь
кадрами

Индикаторы и
показатели
1 балл: 60%
соответствие
современным
требованиям
2 балла: 80%
соответствие
современным
требованиям
3 балла: 100%
соответствие
современным
требованиям
балл: не ниже 85%
2 балла: не ниже
95%
3 балла: 100%

2021

30

2022

2023

2024

2025

Наличие категории у 1 балл: имеют
педагогических
категорию до
работников ДОУ
50% педагогов
2 балла: имеют
категорию до
80% педагогов
3 балла: имеют
категорию до
90% педагогов
Создание условий,
1 балл: 60%
обеспечивающих
2 балла: 80%
полноценное
3 балла: 100%
развитие детей
Распространение
1балл:
опыта работы
распространение
педагогов на разных опыта работы на
уровнях
муниципальном
уровне
2 балла:
распространение
опыта работы на
уровне области
3 балла:
распространение
опыта работы на
Всероссийском
уровне
Социальное
1 балл:
партнерство для
сотрудничество на
функционирования
уровне разовых
учреждения в
мероприятий
режиме открытого
2 балла: активное
образовательного
сотрудничеств,
пространства
имеются
перспективные
планы, договора
сотрудничества
3 балла: есть
система
практической
работы в данном
направлении
Готовность
1балл: до 80% детей
воспитанников к
имеют
школьному
высокий и выше
обучению
среднего
уровень готовности
к
школьному
обучению
2 балла: 80-90 %
детей имеют
31

Состояние здоровья
воспитанников

Формирование
привычки к ЗОЖ

высокий и выше
среднего
уровень готовности
к
школьному
обучению
3 балла: 100% детей
имеют
высокий и выше
среднего
уровень готовности
к
школьному
обучению
1 балл: снижение
уровня
Заболеваемости
менее 5%
2 балла: снижение
уровня
Заболеваемости
менее от 5%
До 10%
3 балла: снижение
уровня
Заболеваемости
свыше 10%
1 балл: менее 50%
опрошенных
положительно
относятся к ЗОЖ
2 балла: до 80%
респондентов
положительно
относятся к ЗОЖ
3 балла: более 80%
опрошенных
положительно
относятся к ЗОЖ и
принимают
участие в спортивнооздоровительных
мероприятиях

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».