ПРИНЯТО: на Педагогическом совете Протокол № 1 от «05» сентября 2018г. УТВЕРЖДЕНО: приказом заведующего МБДОУ Д/С № 17 «Ромашка» № 91 от «06» сентября 2018г. ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 17 «Ромашка» г. Чайковский 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение «О внутренней системе оценки качества образования» (далее Положение) в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 17 «Ромашка» (далее ДОУ) разработано в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. и регламентирует функционирование внутренней системы оценки качества образования ДОУ (далее ВСОКО). 1.1.2 Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ деятельность по информационному обеспечению управления ДОУ, основанная на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов. 1.1.3 ВСОКО предназначена для: установления соответствия качества дошкольного образования в ДОУ требованиям ФГОС ДО; управления качеством образования в ДОУ; обеспечения участников образовательных отношений и общества в целом, объективной и достоверной информацией о качестве дошкольного образования, предоставляемого в ДОУ. 1.2. Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования: Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» № 1014 от 30.08.2013; Постановление Правительства Российской Федерации «Об осуществлении мониторинга системы образования» № 662 от 5 августа 2013г.; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций» № 26 от 15.05.2013г.; Устав дошкольного образовательного учреждения. 1.3. Положение распространяется на деятельность всех работников ДОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе, на сотрудников, работающих по совместительству. 1.4. Экспертная группа для проведения ВСОКО создается на основании приказа руководителя в количестве 4-5 человек. 1.5. На основании данного Положения ДОУ обеспечивает разработку, внедрение, проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.6. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносится экспертной группой ДОУ. 1.7. Срок действия данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового 1.8. В настоящем Положении используются термины: Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п 29). Управление качеством образования – определение основных приоритетов учреждения в области достижения требуемых образовательных результатов, создание социального механизма определения требуемых образовательных результатов путем переговоров всех заинтересованных сторон. Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Система оценки качества дошкольного образования – совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик ДО, свидетельствующих о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах, системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ. Участники образовательных отношений – воспитанники, родители, (законные представители), педагогические работники, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. Интегральные показатели развития – к ним относятся показатели проявления в психическом и физическом развитии, ведущих видах деятельности, общении, речи, самообслуживании и т.д. Экспресс-оценка развития ребенка – соотнесение реальных проявлений ребенка в его поведении и деятельности с интегральными показателями развития и комплексной характеристикой личностного развития на конец каждого психологического возраста. Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. Целевые ориентиры – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – совокупность обязательных требований дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования. 1.9.Срок настоящего Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2.Основные цели, задачи, принципы и направления внутренней системы оценки качества образования в ДОУ 2.1. Цель реализации внутренней системы оценки качества образования – установление соответствия качества дошкольного образования в образовательном учреждении требованиям федерального образовательного стандарта дошкольного образования. 2.2. Задачи внутренней системы оценки качества образования: формировать единую систему критериев и показателей оценки качества образования, обеспечивающую определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в дошкольном учреждении; обеспечить сбор объективной информации о функционировании и развитии дошкольного образования в ДОУ, тенденциях ее изменений и причинах, оказывающих влияние на динамику качества образования; предоставлять всем участникам образовательного процесса и общественности достоверную информацию о качестве образования в ДОУ; содействовать повышению квалификации педагогических работников, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; принимать решения об изменении образовательной деятельности, разработке и реализации индивидуальных маршрутов психологопедагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. содействовать участию общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования в образовательном учреждении; принимать обоснованные и своевременные управленческие решения по совершенствованию образования и повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; определять степень соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям ФГОС ДО, прогнозировать развитие ДОУ; формировать систему аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования в ДОУ; 2.3 Система оценки качества образования в ДОУ строится в соответствии с принципами: объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных воспитанников при оценке результатов их обучения и воспитания; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерении, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОУ 2.4 Функции ВСОКО: Информационная. Дает возможность выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности, обеспечить обратную связь. Побудительная. Участие в оценке качества всех участников воспитательно-образовательного процесса педагогов и родителей – повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детей, самоанализу своего педагогического труда. Благодаря системе оценки качества процесс построения образовательной и воспитательной работы в дошкольном учреждении может стать личностно своеобразным, т.е. соответствовать широкому диапазону личностных возможностей деятельности педагога. Формирующая. Внедрение системы оценки качества в работу детского сада позволит более эффективно использовать «зону ближайшего развития» ребенка. Для полноценного формирования личности ребенка необходимо знать его сильные, слабые и оформляющиеся стороны, что может быть полно отслежено с помощью системы оценки качества. Опираясь на его результаты, педагог сможет подобрать методы и приемы индивидуально для каждого ребенка, учитывая его возможности, что, несомненно, окажет положительное влияние на уровень развития детей, поможет избежать выпадения из зоны внимания педагога каких-либо недостатков и трудностей в воспитании личности ребенка. Коррекционная. Тесно связана с формирующей функцией. Направленность оценки качества на особенности текущих процессов предполагает обнаружение и фиксацию многочисленных непрогнозируемых, неожиданных результатов реализации образовательной работы. Среди них могут быть как положительные, так и отрицательные с точки зрения развития личности, это поможет педагогам принять меры на усиление положительного и в то же время ослабление отрицательного. 3.Организационная и функциональная структуры внутренней системы оценки качества образования 3.1. Организационная структура ДОУ, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного учреждения, временные структуры (творческие группы педагогов, группа мониторинга). 3.2. Заведующий ДОУ: формирует локальные акты, регулирующие функционирование ВСОКО в ДОУ, приложения к ним и контролирует их выполнение; разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования в ДОУ, участвует в этих мероприятиях; обеспечивает на основе образовательной программы проведение в ДОУ контрольно оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне ДОУ; организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; обеспечивает условия для подготовки работников ДОУ по осуществлению контрольно-оценочных процедур; обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ДОУ за учебный год, публичный доклад и т.д.); принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Старший воспитатель: участвует в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ДОУ; участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов; содействует проведению подготовки работников ДОУ по осуществлению контрольно-оценочных процедур; проводит экспертизу организации, содержания и результатов образования и формируют предложения по их совершенствованию; готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ДОУ. 3.4. Педагогический совет: содействует определению стратегических направлений развития системы образования в ДОУ; принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования в ДОУ; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы дошкольного образования; принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса в ДОУ; принимает участие в оценке качества и результативности труда работников ДОУ; содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в ДОУ. 3.5. Временные структуры (педагогический консилиум, творческие группы педагогов, комиссии и др.): принимает участие в разработке мониторинговых исследований, а также для их более детального изучения и анализа. 3.6. Совет родителей: принимает участие в экспертизе и оценке качества образования в части удовлетворенности/неудовлетворенности получаемым (полученным) дошкольным образованием. 4. Процедура проведения внутренней системы оценки качества образования: 4.1. Проведение ВСОКО осуществляется в учреждении в соответствии с ООП ДО, АООП ДО и годовым планом работы, утвержденными приказами заведующего и принятыми на заседаниях педагогических советов. 4.2. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур оценки качества образования: качества организации образовательной деятельности, качества условий реализации образовательных программ, качества результатов освоения образовательных программ дошкольного образования. 4.3. Критерии и показатели оценки качества образования учреждения должны учитывать требования, определенные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». 4.4. Результаты мониторинга освоения образовательных программ, текущего контроля, внешнего оценивания характеризуют уровень достижения планируемых результатов освоения образовательных программ и служат основой для оценки деятельности учреждения, оптимизации образовательной деятельности с дошкольниками, решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в развитии и имеющих особые образовательные потребности. 4.5. Данные о детском развитии, индивидуальных достижениях воспитанников могут быть использованы только в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных». В ходе организации образовательной деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, оценка достижений детей должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу воспитанников и может использоваться исключительно в целях планирования педагогических действий, способствующих развитию детей. 5. Принятие управленческих решений 5.1. Данные, полученные в ходе оценочных процедур, организуемых и проводимых ДОУ, используется для выработки оперативных решений и являются основой управления качеством образования в ДОУ. 5.2. Потребителями результатов деятельности ВСОКО являются субъекты, заинтересованные в использовании ВСОКО, как источника объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг, предоставляемых в ДОУ.